Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 50 г. Борисова"

Основные методики дошкольного образования

Методика проведения специально организованной деятельности в учреждении дошкольного образования

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования многопрофилен. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является также обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в дошкольном учреждении.

Успешность проведения специально организованной деятельности воспитателем определяют три условия:

1.   хорошее знание программы;

2.    владение методикой обучения;

3.    знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей возрастной группы.

Подготовка воспитателя к занятию включает:

1.  Планирование занятия:

•        определение программного содержания (в соответствии с темой занятия);

•        выбор методов и приёмов обучения;

•        предварительная работа (составление конспекта (плана) занятия в соответствии с учебной программой; работа с методической литературой).

2.       Подготовка оборудования, подбор дидактического материала

(оборудование, дидактический материал должны отвечать педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям; при подборе учитывать их качество, правильность размещения на столах).

3.               Подготовка детей к занятию.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Дидактические требования к проведению занятия:

1.      Соблюдение принципов обучения (наглядности, доступности и др.)-

2.      Решение воспитательных и образовательных задач.

3.      Выбор методов и приёмов обучения.

4.      Сочетание нового и знакомого материала, связь с предшествующими занятиями.

5.      Организационная чёткость занятия (логическое завершение каждой части занятия и законченность в целом).

6.      Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебной программы.

7.      Обеспечение усвоения программного материала всей группы в целом, каждым ребёнком в отдельности.

8.      Творческий характер занятия.

Гигиенические требования к проведению занятия:

1.    Своевременное проведение влажной уборки, организации проветривания группового помещения.

2.    Рациональное размещение мебели, оборудования и материала. Соответствие мебели росту детей.

3.    Соответствие методики занятия возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.

4.    Смена поз детей в течение занятия.

5.    Чередование различных видов деятельности на занятии.

6.    Привитие культурно-гигиенических навыков (например, при проведении видов изобразительной деятельности - закатать рукава, помыть руки и т.д.)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

На каждом занятии выделяется следующая структура:

1.     Начало занятия (организационный момент: вызвать у детей эмоциональный положительный настрой, формировать мотивацию к деятельности и др.)

2.     Ход занятия (основная часть занятия: организация активной, самостоятельной, практической, познавательной деятельности детей). В ходе занятия воспитатель приучает детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи, например, рисовать, отвечать на вопросы. Также воспитатель учит детей планировать свои действия, формирует учебные навыки, навыки самоконтроля. Воспитатель при проведении занятия осуществляет индивидуальную работу с детьми, использует различные приёмы активизации самостоятельного мышления детей.

3. Конец занятия (подведение итога: во 2 младшей группе даётся положительная оценка; в средней группе воспитатель подходит дифференцированно; в старшей группе к анализу привлекаются дети). Воспитателю следует подчеркнуть достижения конкретного ребёнка в сравнении с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Оценка деятельности детей на занятии должна быть содержательной оптимистической.

 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность проведения занятия зависит от подбора и сочетания разных методов и приёмов обучения.

Методы обучения - это система способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленная на решение образовательных задач.

Метод - воспитывающий характер, должен быть ясным и определённым.

Главное в методах обучения - реализация образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения. Методы обучения - путь познания окружающей действительности. Методы обучения взаимосвязаны и всегда дополняют друг друга. Выбранный метод обычно является для данного случая основным и сопровождается другими методами. Один и тот же метод обучения может применяться для разных учебных целей.

Приём - деталь метода или конкретный элемент, какого - либо метода.

Приём не имеет учебной самостоятельной задачи, подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в различных методах.

Основное различие между методами и приёмами обучения:

- методы направлены на решение общей учебной задачи, продолжительны по времени;

- приёмы направлены на решение частной задачи, непродолжительны по времени.

В дошкольной педагогике выделяют четыре группы методов:

1.                     Наглядные методы.

2.                     Словесные методы.

3.                     Практические методы.

4.                     Игровые методы.

Такая классификация обусловлена особенностями мышления ребёнка дошкольного возраста (преобладает наглядно-образное мышление)

Требования к методам и приёмам обучения:

1.   методы и приёмы обучения должны быть направлены на решение всех задач разностороннего  развития личности ребёнка;

2.   методы и приёмы обучения должны быть научны (в результате дети усваивают прочные умения, знания и навыки);

3.   методы и приёмы обучения должны быть доступны, соответствовать возрастным критериям;

4.   методы и приёмы обучения должны быть результативны.

 

По материалам семинара методиста высшей категории отдела организационно-методического обеспечения качества образования Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» О.Н. Василенко

 

Краткий курс лекций

О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина и др.

Содержание

Глава 1. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста — доцентом, кандидатом педагогических наук Горбатовой Е.В.

Глава 2. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста — доцентом, доктором педагогических наук Шебеко В.Н.
Глава 3. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста — профессором, доктором педагогических наук Старжинской Н.С.; заведующей кафедрой методик дошкольного образования, кандидатом педагогических наук, доцентом Дубининой Д.Н.
Глава 4. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой — доцентом, кандидатом педагогических наук Стрехой Е.А.
Глава 5. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста — старшим преподавателем кафедры методик дошкольного образования Тышкевич И.В.
Глава 6. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста — доцентом, кандидатом педагогических наук Анцыпирович О.Н.

 

 

Методыка навучання, правядзення i выкарыстання беларускiх народных гульняў

у дашкольнай установе

Методыка навучання дзяцей дашкольнага ўзросту беларускiм рухавым гульням мае свае спецыфiчныя асаблiвасцi ў залежнасцi адузросту дзяцей.

  • Па-першае, падбiраючы гульню, педагог цi кiраўнiк фiзiчнага выхавання павiнен звярнуцца да праграмы выхавання i навучання ў дзiцячым садзе («Вучэбная праграма дашкольнага выхавання», «Фiзкульт-Ура!»), у якой cпic гульняў складзены з улiкам агульнай рухавай падрыхтоўкi дзяцей пэўнага ўзросту i накiраваны на вырашэнне пэўных вучэбна-выхаваўчых задач. Рухавы змест гульняў павiнен адпавядаць умовам ix правядзення. Важна ўлiчваць пару года i надвор'е.
  • Па-другое, выбар гульнi вызначае яе месца ў рэжыме дня. На першай прагулцы мэтанакiраваны гульнi больш дынамiчныя, на другой - гульнi розныя па рухавай характарыстыцы. Да пачатку гульнi трэба зрабiць разметку пляцоўкi, падрыхтаваць патрэбнае абсталяванне i атрыбутыку.
  • Па-трэцяе, збор дзяцей на гульню неабходна праводзiць у тым месцы пляцоўкi, адкуль будуць пачынацца гульнёвыя дзеяннi. Збор павiнен праходзiць хутка i цiкава, таму трэба прадумаць прыёмы i пастаянна ix змяняць. Арганiзацыя дзяцей на гульню патрабуе ад педагога вялiкай знаходлвасцi. Асаблiва важна выклiкаць цiкавасць да гульнi ў самым пачатку. Часам гэтыя прыёмы супадаюць з прыёмамi збору дзяцей. Вялiкi эфект дае абыгрыванне атрыбутаў.

Старэйшыя дзеці любяць i ўмеюць гуляць. 3 iмi можна дамовіцца аб месце i сігнале збору на прагулку. На гульнёвай пляцоўцы ix з6ipaюць з дапамогай заклікалачкі. Па даручэнні педагога пэўныя дзеці збіраюць астатніх у назначаны час. У гэтай групе прыёмамі арганізацыі выступаюць песенькі, вершыкі, загадкі.

  • Па-чацвёртае, тлумачэнне правілаў гульні павінна быць кароткім, зразумелым, эмацыянальным, цікавым.

Выбар гульні залежыць ад педагагічнай задачы, а таксама фізічнай падрыхтоўкі дзяцей, ix стану здароўя. Педагог расказвае змест гульні, паказвае, як трэба выконваць тыя ці іншыя дзеянні, пры дапамозе пытанняў паўтарае з дзецьмі правіла, каб пераканацца, што ўсе зразумелі. Для малодшых  дзяцей няма папярэдняга тлумачэння гульні. Яно вядзецца паэтапна, у ходзе гульнёвых дзеянняў. У сярэдніх і старэйшых групах  папярэдняе тлумачэнне адбываецца з улікам узроставых псіхалагічных магчымасцей дзяцей. Гэта вучыць ix планаваць свае дзеянні. Вільмі важнай з'яўляецца паслядоўнасцъ тлумачэння:

  • назва гульні i яе задумы;
  • кароткі змест;
  • правілы;
  • напамін рухаў (пры неабходнасці);
  • раздача роляў;
  • раздача атрыбутаў;
  • размеркаванне гуляючых па пляцоўцы;
  • пачатак гульнёвых дзеянняў.

Нельга пачынаць тлумачэнне гульні з назначэння дзяцей на галоўныя ролі або з раздачы атрыбутаў, бо спадзе ўвага да інструкцый, пачнецца збой гульнёвых дзеянняў.

Калі ёсць у гульні словы, то спецыяльна развучваць ix не трэба – дзеці запамінаюць ix падчас гульні. Калі яна знаёмая, тады з дапамогай пытанняў удакладняюцца пэўныя моманты.

У гульні poлі адзначаюць паводзіны дзяцей. Вядучыя ролі заўсёды прывабныя. Размеркаванне роляў выкарыстоўваецца як момант для выхавання паводзін дзяцей. Выбар на галоўную ролю ўспрымаецца як узнагарода. Педагог павінен сачыць за pyxaмi дашкольнікаў: заўважаць добрае выкананне рухаў, падказваць спосаб дзеяння, дапамагаць асабістым прыкладам.

Вызначыць тых, хто водзіць у гульні, можна рознымі спосабамі, але асноўным з ix з'яўляюцца наступныя:

1. «Брацца за палку»: рука да pyкi; хто накрые канец палкі, той i будзе вадзіць.

2.  «Лічыцца»: адзін гулец чытае лічылку i пры кожным слове па чарзе паказвае на ўдзельнкаў. На каго прыпадзе апошняе слова, той i водзіць.

3. «Дамаўляцца»: вядучага выбіраюць з ліку найбольш вопытных.

4. «У якой руце прадмет»: адзін з гуляючых за спіной хавае у адной руцэ прадмет, другому прапануецца адгадаць. Угадаўшы — водзіць.

5. «Чыя саломінка карацейшая (або даўжэйшая)?»: верхнія канцы трэба зраўняць, а ніжнія схаваць у руцэ. Хто выцягне кароткую (ці доўгую) палачку, той i пачынае гульню.

Для выбара вядучага таксама можна выкарыстаць гульні «Пярсцёнак, пярсцёнак», «Стрэлка».

Заўважым, што калі гульня праводзіцца з дзецьмі малодшай групы, то педагог сам прымае ў ёй удзел: выконвае як галоўную, так i другарадную ролю. Трохгадовым дзеткам можна даручыць выкананне галоўнай ролі. У сярэдніх і старэйшых групах кіраўніцтва апасродкаванае: кіраўнік можа прымаць удзел у гульні, калі яна новая або па ўмовах гульні не хапае пары.

Педагог павінен бачыць дзеянне кожнага дзіцяці. Бадзёрым тонам, дзейсным удзелам ён падтрымлівае ў дзяцей радасны настрой, заахвочвае праяўленне рашучасці, смеласці, знаходлівасці, ініцыятывы, стрымлівае празмерна актыўных дзяцей, падбадзёрвае тых, хто адстае, папярэджвае магчымыя вьпадкі недабразычлівасці. Для стымуляцыі ходу гульні ён можа прыняць у ёй удзел як звычайны гулец, строга выконваючы правілы. У рэдкіх выпадках кіраўнік можа ўзяць на сябе адказную ролю i паказаць, як трэба выконваць дзеянні, або калі неабходна надаць гульні жвавасць, эмацыянальнасць.

У малодшай групе вынік гульні павінен быць аптымістычным, кароткім i канкрэтным. Абавязкова малых трэба пахваліць. У сярэдняй i старэйшай групах адзначаюць тых, хто правільна выконваў pyxi, праяўлян хуткасць, спрытнасць. Называюць i тых дзяцей, якія парушалі правілы, памылкова выконвалі pyxi. Заўвагі робяцца карэктна і у дабразычлівай форме. Да абмеркавання праведзенай гульні далучаюцца ўсе дзеці. Гэта прывучае ix да аналізу cвaix учынкаў, садзейнічае больш добраму выкананню правілаў гульні i рухаў.

Падвядзенне вынікаў гульні павінна выклікаць жаданне ў дзяцей у наступны раз атрымаць лепшыя вынікі.

Каб павялічыць эфектыўнасць рухавых гульняў, можна: выбраць

2-3 вядучых; павялічыць працягласць інтэнсіўных рухаў у гульнях з ухіленнем, адлегласць для бегу ў гульнях з перабежкамі; змяніць сігнал; увесці «выручалачкі”; ускладніць правіла i г. д.

Беларускія народныя гульні могуць стаць асноўным матэрыялам для правядзення спартыўных святаў у дашкольнай установе. Часцей за усё спартыўны змест святаў узгадняецца з сезоннымі з'явамі («Вясёлая зіма», «Спартыўнае лета» i г. д.). Першая частка свята падаецца у форме спартыўнага парада, які пачынаецца агульным шэсцем дзяцей, падзеленых на каманды. Pyxi дзяцей у спалучэнні з песнямі, вершамі выклікаюць высокі эмацыянальны уздым. Праграма павінна складацца так, каб у гульнях, спартыўных практыкаваннях актыўна ўдзельнічалі ўсе. Вельмі ажыўляе свята выкананне практыкаванняў з прадметамі.

Гэтыя нумары рыхтуюцца загадзя на фізкультурных і музычных занятках. Акрамя гульняў і практыкаванняў, у сцэнарыі могуць быць уключаны лічылкі, песні, вершы, загадкі фізкультурнай тэматыкі.

Пятро, Пятро,                                                                  Раз, два, тры, чатыры,

Падай вядро.                                                                    Ката грамаце вучылі:

Карове піць.                                                                     Не чытаць, пе пісаць,

Таба вадзіць.                                                                     А за мышкамі скакаць.

Можна прадугледзіць некалькі сюрпрызных момантаў: з'яўленне казачнага, міфалагічнага героя, смачныя пачастункі. Невялікія сюрпрызы папярэднічаюць чарговаму нумару праграмы. Поспех свята ў многім залежыць ад вядучага. Ён задае тон святу.

Святы можна арганізаваць на пляцоўках, лузе, у парку, скверы.

Пры правядзенні спартыўных святаў дзецям даюцца вялікія магчымасці для праяўлення спрытнасці, сілы, кемлівасці. Удзел у іх садзейнічае выхаванню пачуцця калектывізму.

Фізічная актыўнасць у спалучэнні з фальклорам далучае дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры і арганічна ўключацца ва ўсе мерапрыемствы па аздараўленні дзяцей дашкольнай установы. Асобна трэба адзначыць народныя святы Каляды, Масленіца, Купалле, «Кірмашы”, якія немагчыма ўявіць без гульняў, забаў, народных танцаў. Займальнасць, вобразнае слова, гульні робяць іх яркімі, запамінальнымі, ствараюць добры, вясёлы настрой у дзяцей, выклікаюць цікавасць і жаданне выкарыстоўваць гульні ў самастойнай гульнёвай дзейнасці.

Трэба звярнуць асобую ўвагу на своеасаблівую форму арганізацыі і правядзення фізкультурна-аздараўленчай працы з дзецьмі — спартыўна-тэатралізаваную забаву, якая дазваляе выхоўваць нацыянальную самасвядомасць дзяцей сродкамі рухавай дзейнасці.

 Гэтая форма мае адметныя асаблівасці:

  • у межах гэтай дзейнасці ў цікавай для дзяцей форме замацоўваюцца  асноўныя віды рухаў, нетрадыцыйныя віды гімнастыкі;
  • акцэнтуецца ўвага на нацыянальныя асаблівасці гульнёвай дзейнасці;
  • шырока выкарыстоўваюцца малыя літаратурныя формы беларускай народнай творчасці;
  • рэалізуюцца ў практычнай дзейнасці сучасныя нетрадыцыйныя віды аздараўленчай гімнастыкі (аэробіка, лагарытміка, пальчыкавыя гульні);
  • актыўна выкарыстоўваецца нестандартнае абсталяванне (фітболы, слядочкі, бутафорскія вянкі, збанкі);
  • у структуру кожнай спартыўна-тэатралізаванай забавы ўключаецца комплекс рухавых беларускіх гульняў, розных па сваёй інтэнсіўнай характарыстыцы;
  • на працягу ўсёй забавы назіраецца вялікая моўная актыўнасць дзяцей;
  • дзеці выкарыстоўваюць набыты рухавы вопьтт у нестандартных гульнёвых абставінах, звязаных адзіным казачным сюжэтам.

Педагог ці кіраўнік фізічнага выхавання павінен імкнуцца больш шырока выкарыстоўваць і знаёміць дзяцей з беларускімі народнымі гульнямі, але траба ўлічваць і індывідуальныя магчымасці дзяцей. Фізічна слабых з некаторай затрымкай рухальнага развіцця неабходна ўцягваць у даступныя ім гульні, ускладняючы іх змест паступова. Складаныя гульні прапаноўваюць больш падрыхтаваным дзецям. Гэта дасць магчымасць зрабіць беларускія нацыянальныя гульні даступным сродкам выхавання дзяцей.

Выкарыстанне беларускіх народных гульняў дапаможа вырасціць дзяцей здаровымі, працавітымі і мужнымі людзьмі, якія будуць шанаваць народныя традыцыі, стануць дапытлівымі і ўважлівымі да ўсяго і змогуць з годнасцю сказаць:

Я — беларус,  я нарадзіўся

На гэтай казачнай зямлі,

Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх

Ад веку прашчуры жылі.

Я — беларус, я ганаруся,

Што маю гэткае імя:

Аб вечнай славе Беларусі

У свеце знаюць нездарма!

Я беларус, і я шчаслівы.

Што маці мову мне дата,

Што родных песень пералівы

I зблізку чую, і здаля.

Н. Гілевіч.

 

 

Методические рекомендации по организации прогулки

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует развитию мышления. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Распорядок дня учреждения дошкольного образования предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

Большое значение для проведения прогулок имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у воспитанников интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем свитер, куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Помогает одевать детей помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и. раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом - это езда на велосипеде, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, почта и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

 

Литература

  1. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
  2. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
  3. Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Зорны верасень, 2007.

 

Воспитание воспитанников в процессе трудовой деятельности

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Трудовое воспитание тесно связано с:

-интеллектуально-познавательным воспитанием (оборудование, профессии, развивает мышление -ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело);

-социально-нравственным воспитанием (нормы поведения, воспитывается самостоятельность, развивается ответственность).

-физическим воспитанием (приобщаем к здоровому образу жизни, развивается моторика рук);

-эстетическим воспитанием.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно-полезный характер, осознается людьми, как потребность.

Ценность труда детей – в его воспитательном значении.

Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых; формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия, как качества личности.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи:

1.формирование предпосылок трудовой деятельности:

-трудовых навыков;

-компонентов деятельности;

-общественных мотивов труда.

2.воспитание положительного отношения к  труду взрослого:

-интереса к труду взрослого;

-уважение к трудящемуся человеку;

-стремление оказывать помощь.

3.воспитание личности ребенка:

-личностных черт (самостоятельность);

-воспитания трудолюбия (привычка трудиться);

-воспитание положительных взаимоотношений между детьми.

Специфика детского труда:

1.труд тесно связан с игрой;

2.трудовая деятельность постоянно развивается;

3.обязательно предполагает помощь и участие взрослого;

4.носит ситуативный и не обязательный характер.

4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

1.Самообслуживание. Этот вид труда связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.

Содержание включает: трудовые процессы, связанные с умыванием, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и обувью.

Воспитательное значение самообслуживания-удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

В самообслуживании перед детьми всегда ставится конкретная и понятная цель для ребенка. Результат всегда виден. Ребенок проявляет физические и умственные усилия.

2.Хозяйственно-бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Содержание: сервировка стола, подготовка к занятиям, уборка групповой комнаты, игрушек, участка.

Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте (поручения); в среднем и старшем дошкольном возрасте - направлен на формирование осознания труда для общей пользы.

3.Труд в природе (сельскохозяйственный труд) – участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Содержание: подготовка почвы, рыхление, посев семян, посадка и выращивание растений, полив, прополка, подкормка растений, сбор урожая; кормление животных, чистка клеток, аквариума.

Конечная цель – вырастить овощи, фрукты, цветы. Результаты труда конкретные и понятные детям, но они не могут быть достигнуты быстро, как в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневного труда.

4.Ручной труд – изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала). 

Содержаниеремонт игрушек и пособий, изготовление изделий, игрушек, пособий, подарков, рукоделие. Он связан с конструированием.

Выбор формы зависит от:

1.возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2. воспитательных целей и задач;

3.уровня трудового опыта детей;

4.содержания труда.

3 формы:   поручения, дежурства, коллективный труд.

1.Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников.

Виды поручений:

-по сложности (простые и сложные);

-по характеру выполнения (индивидуальные и совместные);

- по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).

Особенности этой формы организации трудовой деятельности детей: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача.

В процессе выполнения ребенком поручения воспитатель осуществляет контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

2.Дежурства – форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.

Виды дежурств вводятся постепенно:

1.по столовой (со 2-ой младшей);

2.по подготовке к занятиям (со средней);

3.по уголку природы (со старшей).

3.Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы (чаще старшие группы).

Содержанием коллективного труда может быть: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику.

Условия коллективного труда:

1.Объединять всех детей можно после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяют по 4-6 детей средний возраст; 6-25- старший).

2.всех детей поделить на несколько звеньев (до 4-х), каждому из них предложить какое-то общее задание (постепенное включение каждого ребенка в труд).

3.В содержание общего труда включаются только те виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

Способы объединения детей в коллективном труде: труд рядом; общий труд; совместный труд.

1.труд рядом -используется с младшей группы; воспитатель – учитывает индивидуальные возможности детей, устанавливает контакт с каждым; формирует умение у ребенка доводить работу до конца;

2.общий труд – со средней группы (уборка групповой комнаты);

3.совместный труд (разбиваются на звенья, цикличность, последовательность).

Методы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, наблюдение за выполнением, проверка и положительная оценка, самооценка, поощрение, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры спектаклей и др.

Таким образом, труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В средней группе – показывает и объясняет новые задания, следит за выполнением, дает оценку, предлагает исправить ошибку. В старшей группе - обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Версия сайта для слабовидящих