Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 50 г. Борисова"

Страничка педагога-психолога

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в СОП;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.https://content.schools.by/sad50borisov/library/22_%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.PDF

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Информируем о том, что с 1 сентября 2019 года республиканский центр психологической помощи, созданный на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 155), обеспечит практическое оказание психологической помощи родителям (законным представителям) воспитанников и педагогическим работникам системы образования.

 

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Детский правовой сайт  -     http://mir.pravo.by/

Современная семья несет наибольшую ответственность за воспитание ребенка. Именно она должна выполнять главную задачу - обеспечивать материальные и педагогические условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития юного поколения. Конституционной обязанностью родителей является содержание своих детей до совершеннолетия. 

Законом на родителей возложена ответственность за физическое здоровье и психическое состояние детей, создание условий для развития их природных способностей. 

От семьи начинается путь ребенка к познанию мира, своего становления как личности, путь к школьному обучению. 

Если: 

• Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; 

• Ребенка высмеивают, он становится замкнутым; 

• Ребенка хвалят, он учится быть благородным; 

• Ребенка поддерживают, он учится ценить себя; 

• Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; 

• Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; 

• Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; 

• Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; 

• Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным; 

• Ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. 

Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность. 

Дорогие родители:

1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении. 

2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели. 

5. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил ее. 

6. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же. 

7. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку. 

Вы должны знать:

1. С кем дружит ваш ребенок. 

2. Где проводит свободное время. 

3. Не пропускает занятий в школе. 

4. В каком виде или состоянии возвращается домой. 

 

Не позволяйте детям и подросткам 
1. Уходить из дома на длительное время. 
2. Ночевать в малознакомых для вас человек. 

3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное время вашего отпуска. 

4. Носить чужую одежду. 

5. Хранить чужие вещи. 

Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:

- В доме появились чужие вещи (выясните, чьи они) 

- В доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами); 

- В доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует); 
- Состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ).

Несколько коротких правил:

1.Показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не за какие-то достижения. 

2.Нельзя никогда (даже в порыве гнева) говорить ребенку, что он хуже других. 

3.Нужно честно и терпеливо отвечать на любые его вопросы. 

4.Старайтесь ежедневно находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. 

5.Учить ребенка свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. 

6.Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь своим ребенком. 

7.Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. 

8.Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. 

9.Оценивайте только поступки, а не его самого. 

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье нарушает личность ребенка. 

11.Ребенок имеет право на ошибку. 

12.Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний. 

13.Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. 

14.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда вы лучше поймете, как ее воспитывать. 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
 

     В Республике Беларусь принят достаточно широкий круг нормативных актов, обеспечивающих права семьи и детей в Республики Беларусь. Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи и детей. В основу нового белорусского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении семьи и детей.

Анализ нормативно-правовых актов Республики Беларусь

позволяет выделить следующие права детей:

1. Право детей на жизнь, достойные условия жизни

В соответствии со ст.4 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Кроме того, в соответствии со ст.191 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее – КоБС РБ) дети имеют право на материальное обеспечение. Так, каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.
КоБС РБ возлагает на родителей обязанность в процессе воспитания детей, заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни. В соответствии со ст.65 КоБС РБ семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.
Закон не только возлагает на родителей обязанность воспитания детей, но и ответственность за нарушение этой обязанности. Родители, а также иные лица и учреждения, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. В соответствии со ст.67 КоБС РБ воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются законные права и интересы ребенка и у него не формируется устойчивый иммунитет к асоциальному поведению, к нарушению законов государства, прав и законных интересов других людей.
Важной гарантией осуществления данной обязанности родителями является норма, устанавливающая, что при ненадлежащем выполнении обязанностей по воспитанию детей или при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — и в суд.
Урегулировал КоБС РБ и случаи, когда дети остаются без попечения родителей. Так, в соответствии со ст.116 КоБС РБ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания недееспособными, болезни, длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают форму устройства этих детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание. Орган опеки и попечительства, администрация детского интернатного учреждения обязаны принимать все необходимые меры по устройству ребенка на воспитание в семью.
При устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи.

2. Имя, национальность, гражданство

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.20 Закона «О правах ребенка»). В частности, в соответствии со ст.69 КоБС РБ фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия — по указанию органа опеки и попечительства.
Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен. Собственное имя, записанное в записи акта о рождении первым, считается основным. Государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не вправе отказать в присвоении ребенку выбранного родителями собственного имени, если только оно не противоречит нормам общественной морали, национальным традициям.
В соответствии со ст.70 КоБС РБ прекращение брака между родителями или признание брака недействительным не влечет изменения фамилии ребенка. Если родитель, у которого ребенок остался проживать после прекращения брака или признания брака недействительным либо после вступления в новый брак, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменение фамилии ребенка исходя из интересов ребенка.
КоБС РБ устанавливает важное правило: изменение фамилии ребенка, достигшего десяти лет, во всех случаях производится с его согласия, которое выявляется органами опеки и попечительства. В этом случае родитель, чью фамилию носит ребенок, ставится в известность о возбуждении ходатайства об изменении фамилии ребенка, и его мнение наряду с другими обстоятельствами учитывается органами опеки и попечительства при решении вопроса об изменении фамилии ребенка.
Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения ребенка, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях — с согласия ребенка и органа опеки и попечительства до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации (ст.71 КоБС РБ).
Собственное имя и отчество ребенка могут быть изменены также при его усыновлении (удочерении).
В соответствии со ст.7 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

3. Свободу и безопасность

В соответствии со ст.4 Закона «О правах ребенка» государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается.
Данное положение содержится и в иных нормативных актах Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст.58 Уголовного Кодекса Республики Беларусь лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, не может быть назначена смертная казнь, а в соответствии со ст.58 УК РБ – и пожизненное заключение.
Согласно ст.184 КоБС РБ дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.
В размышлениях детей о своих правах этот мотив звучит так: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко – шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире… Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!».

4. Право детей на охрану здоровья

В соответствии со ст.184 КоБС РБ все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных учреждениях здравоохранения. В соответствии со ст.5 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую помощь, реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Дети обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

5. Право на жизнь в семье

Вот как представляют дети свои права: «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самые главные права ребенка – жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые».[4]
Право на жизнь в семье каждого ребенка закрепляет ст.15 Закона «О правах ребенка»: «Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка».
В соответствии со ст.185 КоБС РБ все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и родственников, на их заботу и внимание. Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.
Ст.59 Кодекса определяет семью как объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. В соответствии со ст. 66 Кодекса семья является естественной средой ребенка.
Органы опеки и попечительства должны принимать все меры для определения детей, оставшихся без родительской опеки, в другую семью через усыновление, установление опеки, попечительства, помещение в приемную семью. Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства.

6. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

7. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

В соответствии со ст.9 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.
В соответствии со ст.9 Закона «О правах ребенка» лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

8. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст.10 Закона «О правах ребенка»). Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

9. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли
Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.11 Закона «О правах ребенка»). Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
При этом ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

10. Право на жилище

Это право провозглашается ст.18 Закона «О правах ребенка», в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь. Аналогичное право устанавливает ст.192 КоБС РБ.
В соответствии со ст.192 КоБС РБ каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству, принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Таким образом, с предоставлением жилого помещения семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ребенок наделяется равным с родителями и другими членами семьи правом быть обеспеченным жильем по установленной норме (от 15 до 20 кв. м общей площади жилого помещения – в соответствии со ст. 81 Жилищного Кодекса Республики Беларусь[5]). Исходя из равенства долей всех членов семьи в занимаемом жилом помещении, в том числе и несовершеннолетних детей, решаются, в частности, вопросы об изменении договора найма жилого помещения, его обмене, установлении порядка пользования.
Одной из гарантий прав детей на жилье является закрепленное в ст. 84 Жилищного Кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК РБ). К положение о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. ЖК РБ не содержит оснований утраты права пользования жилым помещением по причине непроживания в нем, за исключением выбытия на другое постоянное место жительства (ч. 2 ст. 37 ЖК РБ). Отсутствие детей в жилом помещении в связи с их нахождением в детских учреждениях, а также в других случаях, предусмотренных ст. 84 ЖК РБ, выбытием на постоянное жительство в другое жилое помещение не является; право пользования жилым помещением сохраняется за детьми на весь период их отсутствия. Если жилое помещение в период отсутствия детей распределено другим гражданам, то нарушенное право детей на жилье подлежит восстановлению, как правило, путем признания недействительным договора найма жилого помещения (ч. 1 ст. 62 ЖК РБ). Вместе с тем ранее действовавшее жилищное законодательство допускало возможность распределения другим гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда, в которых после помещения детей в детские учреждения, к родственникам, опекунам, попечителям не остались проживать другие члены семьи; распределение жилых помещений на тот период соответствовало установленному порядку. Поэтому положения ст. 84 ЖК РБ, обязывающие соответствующие органы предоставить таким детям после их возвращения другое жилое помещение государственного жилищного фонда во внеочередном порядке, не утратили актуальности и являются одной из гарантий защиты прав детей на жилище.

11. Право на имущество

Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь (ст.19 Закона «О правах ребенка»). Кроме того, ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.
В соответствии со ст.27 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ)[6] в возрасте до 14 лет несовершеннолетние обладают частичной дееспособностью и вправе самостоятельно совершать:
- мелкие бытовые сделки. 
Это сделки, как правило, на незначительные суммы, имеющие целью удовлетворять личные бытовые потребности, соответствующие возрасту ребенка (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви и т.п.). Такие сделки исполняются при их совершении. Предполагается, что родители (усыновители) или опекун дали ребенку деньги для расчетов по такой сделке.
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации. 
Это сделки дарения вещей и денег. Закон не определяет сумму, на которую можно подарить ребенку вещи. Если ребенку намереваются подарить дом, квартиру, автомобиль и т.п., необходимо заключить договор от имени детей с его родителями, усыновителями или опекуном, поскольку такая сделка удостоверяются нотариально или подлежат государственной регистрации. Малолетний вправе заключить и сделку о безвозмездном пользовании переданной ему вещью, о безвозмездном выполнении работ (например, ремонт велосипеда, часов и т.п.), о безвозмездном оказании услуг и т.д. 
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. 
Этими средствами мало летний может распорядиться для достижения определенной цели, а если законный представитель ее не определил — свободно. В таких случаях малолетний вправе совершать не только мелкие бытовые сделки.
Предоставив малолетним право совершать значительные сделки, законодатель предусмотрел, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделены дееспособностью в значительно большем объеме, чем малолетние. Они с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей вправе совершать любые сделки. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним без указанного согласия, действительна также при последующем письменном одобрении его родителей, усыновителей или попечителя (ч.1 ст.25 ГК РБ). При этом для совершения несовершеннолетним сделки достаточно согласия одного из них.
Имущественную ответственность по сделкам, совершенным несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей) или попечителя, несут сами несовершеннолетние, а лицо, давшее письменное согласие на совершение соответствующей сделки, несет субсидиарную ответственность (ч.3 ст.25 ГК РБ).
В случаях, предусмотренных ч.2 ст.25 ГК РБ, несовершеннолетние в таком возрасте заключают сделки и совершают другие юридические действия и поступки, порождающие права и обязанности, самостоятельно, без согласия своих родителей, усыновителей или попечителей. Ч.2 ст.25 ГК РБ предоставляет несовершеннолетнему следующие права:
- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными собственными доходами. Доходы, в частности, несовершеннолетний, может получить от занятий предпринимательской деятельностью, за использование его произведений, охраняемых авторским правом, в виде процентов по банковским депозитным вкладам. Накопив значительные средства, несовершеннолетний самостоятельно может заключить сделку на крупную сумму. Ч.2 ст.25 ГК РБ не дает однозначного ответа на вопрос, вправе ли несовершеннолетний самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя отчуждать вещи, приобретенные за свой заработок, стипендию или свои доходы. Представляется, что для заключения сделок, предметом которых являются такие вещи, требуется согласие законных представителей несовершеннолетнего.
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности (в частности, заключать авторские договоры о передаче исключительных или неисключительных имущественных прав на использование произведения, самостоятельно распорядиться полученным авторским вознаграждением, вправе получить патент на изобретение и т.д.);
- вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими в соответствии с законодательством;
- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные ч.2 ст.27 ГК РБ. Речь идет о сделках, совершаемых несовершеннолетним не за счет своего заработка, стипендии или других доходов несовершеннолетнего (за счет этих средств несовершеннолетний может самостоятельно заключить любые сделки), а за счет средств, предоставленных ему другими лицами.
По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооператива в соответствии с актами законодательства о кооперативах. Действующее законодательство о кооперативах допускает членство несовершеннолетних в производственных и потребительских кооперативах.

12. Право на образование

В соответствии со ст.23 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
Ст.186 КоБС РБ устанавливает аналогичное положение, согласно которому все дети имеют право на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учебных заведениях, на выбор учебного заведения и получение образования. Кроме того, дети имеют право на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

13. Право на труд 

Ст.24 Закона «О правах ребенка» устанавливает, что ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
При этом запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы.

14. Право на отдых

В соответствии со ст.25 Закона «О правах ребенка», ст.187 КоБС РБ каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

15. Право на свободу объединений

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц.

16. Право на свободу личности.

В соответствии со ст.188 КоБС РБ государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

 

17. Право на защиту
В соответствии со ст.27 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
В соответствии со ст.189 КоБС РБ каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических. Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет — и в суд, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей (ст.189 КоБС РБ).
Таким образом, в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен правовой статус ребенка, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности родителей, государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Все это призвано способствовать физическому, духовному и нравственному развитию детей, укреплению их здоровья, образованию и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Вместе с тем, координатор программ по правам ребенка Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь Г.М. Леонова высказала мнение о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Ведь сам по себе факт наличия правовых актов, регламентирующих права детей и защиту их интересов, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности.
Основным недостатком законодательства Республики Беларусь о правах детей является отсутствие или неполнота механизмов реализации ряда конкретных норм, что обусловливает их неисполнение. В том числе в области реабилитации детей-инвалидов, обеспечении прожиточного минимума, бесплатности услуг здравоохранения и т.д. Часть предусмотренных действующим законодательством правовых норм не реализуется в полном объеме даже при наличии четких механизмов реализации.
Можно выделить следующие основные подходы в совершенствовании правового механизма защиты прав детей в Республике Беларусь:
- создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, перераспределение государственных ресурсов в пользу таких семей, обеспечение их адресной социальной защиты, учет в жилищной политике числа детей в семье и возможностей рождения детей в целях улучшения демографической ситуации, обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения и образования;
- систематизация законодательства, пересмотр декларативных и противоречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации.

 

СУИЦИД

Большинство самоубийц, как правило,

хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то,

обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

 

  Самоубийство (суицид) – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. осознанное и намеренное лишение себя жизни.

  ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи», последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих.

· Частыми причинами суицида среди молодежи являются также неразделенная любовь, конфликты с родителями, учителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.

· В целом, около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.

· Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.

· 12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды.

ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ СУИЦИДА

  • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
  • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
  • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальные и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
  • Попытка сделать больно другому человеку - "Они еще пожалеют!" Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
  • Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Предупреждение подростковых самоубийств

  Важно помнить, что предупреждение самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Как и любая наука, она постижима для каждого.

  Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеет:

· учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

· наличие предыдущей (незаконченной) попытки суицида;

· суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;

· тенденции к самоповреждению (аутоагрессия);

· склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

· влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора:

Øсерьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом;

Øсемейные проблемы: уход из семьи или развод родителей;

Øтяжелые утраты, например смерть родителя, особенно в течение первого года после потери;

· социальная изолированность (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным);

· ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

· алкоголизм или употребление наркотиков – личная или семейная проблема;

· аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;

· хронические или смертельные болезни;

· анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

  В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям, немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

  Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

· можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

· смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;

· я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

· выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;

· я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

 

Памятка педагогам и родителям 

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.

  • Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.

  • Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.

  • Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.

  • Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).

  • Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:

- поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);

- вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);

- употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.

  • Можно отметить безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.

  • Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

  • Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.

  • Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти. Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.

  • Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

  • Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

  • Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

 

Памятка педагогам и родителям

по предупреждению самоубийств среди школьников 

ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ

  ВОСПРИНИМАЙТЕ ЕГО (ЕЁ) ВСЕРЬЁЗ. Относиться снисходительно нельзя: он уже не «на верхнем уровне детскости», а на «нижнем уровне взрослости».

  ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь сразу броситься разуверять его или утешать общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. Если его слова вас пугают, скажите об этом прямо. Его поздно оберегать: ему нужна помощь, а не фальшивые заверения о том, что всё в порядке.

  ОБСУЖДАЙТЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к собеседнику. Не давите на него. Но покажите, что его судьба вам не безразлична.

  БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать собеседника за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

  ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите рефрейминг – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

  ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации. Если вы не очень разбираетесь в теме, отправьте подростка к тому, кто лучше вас понимает его чувства (другому специалисту). Ищите информацию вместе с ним. В данном случае признанием своей некомпетентности вы завоюете уважение. А потом уже, когда ситуация прояснится, сможете помочь добрым советом.

 

  • НАХОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ДО  ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ ВНЕ ЖИЛИЩА

 

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00  не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.  

В кодекс  Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

     1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

     2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

В закон Республики  Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» введена

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 г. №772 утверждено  Положение о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры.

Глава 1 Общие положения

     1. Настоящим Положением определяется порядок передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц (далее – несовершеннолетний), родителям, опекунам или попечителям (далее – законный представитель) либо по их поручению совершеннолетним лицам (далее – совершеннолетнее лицо) и доставления несовершеннолетних в социально-педагогические центры.

     2. Несовершеннолетний после его обнаружения в течение трех часов подлежит передаче законному представителю или совершеннолетнему лицу либо доставляется в социально-педагогический центр.

     3. После обнаружения несовершеннолетнего сотрудники органов внутренних дел (далее – сотрудники) в целях установления личности выясняют его фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения, а также фамилии, собственные имена, отчества, данные о регистрации по месту жительства (пребывания) его законных представителей, контактный телефон и иную информацию, необходимую для установления местонахождения законных представителей, а при необходимости доставляют его в территориальный орган внутренних дел.

     После установления личности несовершеннолетнего сотрудники незамедлительно принимают меры по информированию законных представителей о его местонахождении.

 Глава 2 Порядок передачи несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетнему лицу

     4. Запрещается передавать несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетним лицам, не имеющим при себе документов, удостоверяющих их личность, либо находящимся в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, а также с явными признаками психического расстройства (заболевания).

  5. При передаче несовершеннолетнего законному представителю либо совершеннолетнему лицу составляется в трех экземплярах акт о передаче несовершеннолетнего по форме согласно приложению, первый экземпляр которого передается лицу, принимающему несовершеннолетнего, второй – остается в органе внутренних дел, третий – в течение трех рабочих дней направляется в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних.

Глава 3 Порядок доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр

     6. В случаях, если местонахождение законных представителей не установлено, либо законные представители находятся в месте, не позволяющем им в течение трех часов его забрать, либо законные представители не дали поручения о передаче несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, либо совершеннолетнее лицо в течение трех часов не прибыло, либо при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 настоящего Положения, несовершеннолетний доставляется в социально-педагогический центр.

 7. Для доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр запрещается использовать мотоциклы, мопеды, иные транспортные средства, не предназначенные для перевозки людей.

  8. Сотрудник обязан принять меры, исключающие причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей.

В целях личной безопасности несовершеннолетнего сотрудник предлагает ему перед посадкой в транспортное средство предъявить содержимое его личных вещей.

Во время доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр сотрудник обязан постоянно наблюдать за его поведением и состоянием здоровья. При появлении у несовершеннолетнего признаков резкого ухудшения состояния здоровья сотрудник обязан незамедлительно вызвать бригаду скорой (неотложной) медицинской помощи либо доставить несовершеннолетнего в ближайшую государственную организацию здравоохранения. До прибытия бригады скорой (неотложной) медицинской помощи сотрудник принимает неотложные меры по оказанию несовершеннолетнему необходимой помощи.

Версия сайта для слабовидящих