Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 50 г. Борисова"

Страничка руководителя физического воспитания

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Двигательная активность считается врождённой потребностью человеческого организма. Особенно важна она для детей раннего и дошкольного возраста

Изображение

Понятие “двигательный режим” включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение суток. (Сухарев А.Г.,1991).

Существуют приблизительные нормы объёма двигательной активности для детей в зависимости от их возраста. Зная эти требования можно рассчитать оптимальный двигательный режим, включая в него те формы работы, которые рассматриваются в конкретном случае как наиболее предпочтительные.

Основные требования к двигательному режиму.

1.Рациональное сочетание разных видов занятий.

Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.

КРУГИ Продолжительность ДА детей за период бодрствования должна составлять не менее 40 – 60 процентов времени. При этом 90% средней и малой интесивности, 10 большой.

 2.Введение дополнительных занятий.

Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:

- упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;
 - ходьба по «дорожкам здоровья»;

 - релаксационные упражнения;
 - упражнения для развития мелкой моторики;
 - динамические паузы  между занятиями;
 - прогулки-походы;
 - дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.

 - дыхательная гимнастика;
 - упражнения с использованием спортивных комплексов;
 - ритмическая гимнастика;
 - произвольное плавание и игры в бассейне;
 - логоритмическая гимнастика;
3.Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

4.Эффективная организация физкультурных занятий.(таблица на презентации)

Эффективность физкультурных занятий  зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить моторную плотность занятия в пределах оптимальных величин – 75-90%

1 –ая младшая

2 –ая младшая

Средняя

Старшая 5 -6

Старшая 6 - 7

2 в нед

3 в нед

4 раза в нед

4 в нед

4 в нед

10 – 15 мин

10 – 15 мин

20 - 15

30 - 35

30 - 35

 

В зависимости от программных задач изменяется моторная плотность

При ознакомлении 25 50% МП

При разучивании 35 – 55%

При закреплении 40 – 85%

При совершенствовании навыков 60 – 85%

При повторении 50 – 85%

Во время контроля 25 – 50%

5. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности. (таблица на презентации)

Высокая подвижность (дети с высокой ДА). Независимо от объёма и продолжительности ДА для них характерны ВАСОКАЯ ПОДВИЖНОСТЬ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ, ДОСТАТОЧНО БОГАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ Эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, бывают невнимательны при объяснении заданий.

Средняя подвижность. (Дети со средним уровнем ДА) ВЫСОКИЙ И СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗПОЗГОТОВЛЕННОСТИ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, ЭТО ДЕТИ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ УРАВНОВЕШЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ИМ СВОЙСТВЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫБОРКЕ ИГР, ЯВЛЯЮТСЯ ИНИЦИАТОРАМИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР

Низкая (Это дети с низким объёмом ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности ДА)          ОТМЕЧАЕТСЯ ОТСТАВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЗРАСТНЫХ НОРМАТИВОВ.
6.Проведение индивидуальной работы.

7.Организация активного отдыха детей.

1 –ая мл

2 –ая мл

Средняя

Ст 5 -6

Старшая 6 - 7

Не проводится

1 раз в мес

2 раза в месс

2 раза в месс

2 раза в месс

 

20 мин

20 - 25

30 – 35

35 – 40

Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

•утренняя гимнастика;

•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

  В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного учреждения и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду.

Мы организовываем  двигательную активность по этапам.  Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся проводить игры малой или средней подвижности по желанию детей. Но в тоже время  учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то проводим игры средней подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную игровую деятельность.

Утренняя гимнастика проводится перед завтраком в соответствии с распорядком дня и длительностью в соответствии учебной программой дошкольного образования:

1 – я младшая группа – 5 – 6 мин.;

  2 – я младшая группа – 6 – 7 мин.;

средняя группа – 7 – 8 мин.;

старшая группа – 8 – 10 мин.;

Занятие по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма. Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА.  

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы между занятиями статического характера. Длительность которых составляет 10 – 12 минут.

Также по мере необходимости проводим физкультминутки и пальчиковые игры на занятиях познавательного цикла длительность которых составляет 2 – 3 минуты.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке:

1 – я младшая группа – 10 – 15 мин.;

          2 – я младшая группа – 20 мин.;

средняя группа – 20 - 25 мин.;

старшая группа – 30 мин.;

3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня".
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой. Дети просыпаются постепенно  встают и идут  по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

·  организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
· закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Заключение

Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду можно отметить положительные изменения.

  • Возрос интерес детей к разным видам упражнений
  • Повысилась двигательная активность  детей, разнообразилась игровая деятельность.
  • Детям старшего дошкольного возраста стала свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность стала более целенаправленной.
  • Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
  • Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
  • Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата

Памятка для родителей

Советы по формированию правильной осанки у ребенка

Правильная осанка – это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Осанка является индикатором здоровья ребенка. Правильная осанка не бывает врожденной. Ее формирование происходит в течение всего периода роста и развития организма.

Наиболее ответственный период для формирования осанки

от 4 до 10 лет

Что нужно делать при сформировании правильной осанки у ребенка:

  • Укреплять мышечный корсет (мышцы, окружающие позвоночник) специальными комплексами физических упражнений).
  • Развивать силу мышц спины, живота и бедер, неравномерное развитие которых изменяет тягу, определяющую вертикальное положение позвоночника.
  • Формировать рефлекс правильной позы посредством упражнений в равновесии с удержанием и перемещением тела на уменьшенной площади опоры (ходьба по бордюрам, стойка на одной ноге, перешагивания через возвышение, стойка на возвышении и др.).
  • Подбирать ребенку мебель но росту.
  • Покупать удобную, не стесняющую движений одежду и обувь.

 

Что не нужно делать ребенку с целью предупреждения нарушения осанки:

  • Спать на раскладушках или других прогибающихся поверхностях.
  • Спать с высокой подушкой.
  • Сидеть за столом согнувшись, низко склонив голову.
  • Читать и рисовать, лежа на боку.
  • Спать на боку, свернувшись «калачиком», подтянув ноги к животу.
  • Носить неудобную или излишне теплую одежду и обувь.
  • Носить тяжелую одежду с узкими рукавами.
  • Носить обувь без каблука или задника, на негнущейся подошве либо несоответствующую размеру ноги.

Руководитель физического воспитания Малиновская А.Ю.

 

Плавайте с нами

Древние философы, говоря о бесполезных людях, подчеркивали: «Они не умеют ни читать, ни плавать», то есть умение свободно держаться на воде, приравнивалась к грамотности, и считалось неприемлемым условием полезного для общества человека.  Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений.В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно-сосудистая и дыхательные системы, лучше развиваются и отдельные физические качества.

Плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем!

 

 

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ,

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВОДЫ?

 

     Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности. Постараемся  в этой статье дать совет, как преодолеть этот барьер. Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне обосновано - ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения детей плавать.

                  Так как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?

     Есть только единственный способ - научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя  принимать решение приступить к занятиям по плаванию с ребенком немедленно. "И малышу польза, и нам спокойнее", - резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Итак, начнем с того, как тело человека может плавать.

      В целом, тело человека тяжелей воды, так как состоит преимущественно из нее. Что же позволяет  человеку не тонуть? Конечно воздух! А воздух у нас находится, в основном, в легких, и немного его есть в кишечнике. Поэтому, пока мы дышим, мы будем держаться на воде.  Теперь давайте разберемся, почему человек тонет на воде? И, вообще, почему одни тонут, а другие нет? Когда не умеющий плавать человек попадает в воду, то он оказывается в нестандартной для его мозга ситуации, да к тому же еще таящую смертельную угрозу. Человеком овладевает сильнейший страх, который перерастает в панику. Этот панический страх заставляет человека приложить максимум усилий для поднятия тела из воды. Через три минуты расходуется весь запас сил. После этого человек  может утонуть.

      Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

      Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Вообще неправильное воспитание - это одна из наиболее распространенных причин. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться, заставлять насильно что-либо выполнять и т.д. Еще чаще бывают  такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что ему попадает вода в рот, в нос, уши. Вместо того, чтобы поддержать своего ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка вдруг появилось желание пойти на занятие, он видит, что его сверстники выполняют уже более сложные, по его мнению, упражнения. Если ребенок мнителен, то у него закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать бассейн.

Как же преодолеть чувство страха?

1.     Приучать ребенка  к воде нужно  с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям.

2.     Как можно больше играйте с ребенком в воде. Положительные эмоции - наши главные помощники!

3.     Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него.

4.     Ни в коем случае не бросайте ребенка в воду. Мол, захочешь выжить - поплывешь. Ребенок еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей.

5.     Никогда не смейтесь над страхами ребенка.

6.     Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. (Вон Вася уже плывет, а ты что - хуже?) У ребенка возникнет комплекс неполноценности.

7.     Не показывайте ребенку свой страх (особенно при первом посещении бассейна).

8.     Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях.

9.  Не обучайте  технике плавания ребенка, пока ему не исполнится 6 лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.

         Самое главное - будьте терпеливы! Со временем ребенок победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже - не имеет значения. Главное - РЕЗУЛЬТАТ!

        Есть ли средство от страха? Конечно! Оно - в нас самих, в наших детях, в нашем воспитании, отношении к людям, к жизни. Наш главный эликсир - это наша воля, умение держать себя в руках, контролировать свои поступки и эмоции. В этом мы должны убедить  наших детей, и тогда все будет хорошо!

 

Занятия в воде воздействуют практически на все органы и системы детского организма

Дыхательная система

Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание — мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения

Горизонтальное положение во время плавания — это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат

В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Выделительная система

Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Закаливание, терморегуляция

Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится менее подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Центральная нервная система

При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма ребенка. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

Стрессовые состояния ребенка

Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом и заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.

Формирование личности

Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети, плавающие с рождения, более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.

Версия сайта для слабовидящих