Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 50 г. Борисова"

Использование учебно-методических комплексов "Умнейка", "Мои первые уроки"

 

Одним из приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. Среди факторов, влияющих на качество образовательного процесса, значимым является учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплекс – это совокупность средств обучения, предназначенных для ребенка и педагога. Каждый компонент комплекса имеет свое особое назначение и выполняет присущую ему функцию, но вместе с тем он направлен на решение общей задачи, стоящей перед всем комплексом.

Содержание каждого комплекса имеет двойное адресование: ребёнку и взрослому, и полностью обеспечивает определённый раздел образовательной программы. Оно ориентировано на развитие у дошкольников специальных умений и навыков определённого вида деятельности и творчества, овладение ими полным объёмом знаний, в игровой деятельности, что способствует сохранению их здоровья, эмоционального благополучия, уверенности в собственных силах.

В структуре и содержании комплекса открывается возможность педагогу отследить усвоение ребенком объёма и качества получаемой информации и на основании реальных данных оказать своевременную поддержку и помощь

Серия учебных наглядных пособий "Умней-ка"

  Серия учебных пособий "Умней-ка!" рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Во-первых, это использование изготовленных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, которые подходят для кратковременного включения в специально организованную деятельность, для индивидуальной работы и переноса в развивающую среду для свободного пользования.  

 

Преподавателями кафедры методик дошкольного образования профессором Натальей Степановной Старжинской, заведующим кафедры Диной Николаевной Дубининой, доцентом Еленой Владленовной Горбатовой разработаны методические рекомендации по планированию специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на реализацию задач образовательных областей «Развитие речи», «Искусство» учебной программы дошкольного образования в средней группе (от 4 до 5 лет); «Развитие речи», «Искусство», «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования в старшей группе (от 5 до 6 лет).

    В издание «Умней-ка. 4-5 лет. Методические рекомендации» включен материал для продуктивной работы с наглядными пособиями для детей 4-5 лет «Развитие речи» (автор Н.С. Старжинская), «Линия и цвет» (автор Е.В. Горбатова) серии «Умней-ка». Материал представлен в виде конспектов занятий и направлен на закрепление правильного звукопроизношения, развитие связной речи; обогащение представлений детей о средствах художественной выразительности, закрепление технических приемов работы с изобразительными материалами.  

В издании «Умней-ка. 5-6 лет. Методические рекомендации» размещен материал для работы с наглядными пособиями для детей 5-6 лет «Речевая мозаика» (автор Н.С. Старжинская), «Художественная мозаика» (автор Е.В. Горбатова), «Мир вокруг» (автор Д.Н. Дубинина) серии «Умней-ка». Содержание методических рекомендаций направлено на формирование лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогического и монологической речи; опыта художественного восприятия, простых способов рисования, освоение свойств изобразительных материалов; социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в разнообразные жизненные ситуации.

         Издания адресуются педагогам учреждений дошкольного образования , а также родителям для использования в совместной познавательной и продуктивной деятельности с ребенком.

Использование учебно-методических комплексов нового поколения "Мои первые уроки",  "Умней-ка" при реализации задач образовательной области "Элементарные математические представления" учебной программы дошкольного образования.

  Для реализации задач образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования в старшей группе мы работаем по учебным комплексам «Умней-ка», «Мои первые уроки».

Учебно-методический комплекс «Математический калейдоскоп» является составной частью УМК «Мои первые уроки», помогает  решать задачу комплексного методического обеспечения процесса формирования элементарных математических представлений  у дошкольников на занятиях и вне их. Состоит из трех разделов и приложений.

В первом разделе представлен перспективный  тематический план предматематического развития старших дошкольников  в процессе занятий. Занятия разработаны и проводятся  в соответствии со следующей структурой:

1. Дидактическая игра или игровое упражнение

2. Работа с учебным пособием

3. Подвижная игра или физкультурная пауза

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

5. Дидактическая игра.

Во втором разделе помещены конспекты специально организованных занятий по формированию элементарных математических представлений детей на весь учебный год.

В третьем разделе помещен список рекомендуемой литературы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Учебно-методический комплекс включает  в себя учебное пособие и индивидуальную рабочую тетрадь для каждого  воспитанника.

Учебное пособие "Математический калейдоскоп" включает в себя цветные сюжетные иллюстрации к каждой теме занятия. Пособие не содержит текста, поэтому слева размещены условные обозначения образовательного содержания, которые являются своеобразным обозначением программного содержания, т.е. тем основным, что усваивают воспитанники старшего возраста на данном занятии. На каждом занятии в качестве действующих лиц и наблюдателей присутствуют Цифрик и Фигурка, с которыми дети познакомились на первом занятии (на первой странице пособия). Пособие удобно в использовании, так как каждому ребенку предоставляется личное учебно-наглядное пособие. В зависимости от возможностей детей на занятии используем  часть заданий, а часть заданий и обсуждение оставшегося материала проводим в свободное время. Материал размещённый в пособии воспитанники рассматривают в любое время как самостоятельную книгу, в которой иллюстрированы различные истории, произошедшие с главными героями.

         Индивидуальную рабочую тетрадь "Математический калейдоскоп" используем для самостоятельного выполнения различных заданий, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Каждому занятию соответствует 4-6 заданий, требующих графическое или словесное использование. В основном задания представлены в чёрно-белом цвете, что даёт ребёнку возможность раскрашивать, проявлять творчество, подготовить руку к письму.

         В рабочей тетради нет текста. Смысл заданий ребёнок может постичь, рассмотрев пиктограммы, расположенные слева вверху возле каждого задания. С трактовкой пиктограмм дети познакомились на первом занятии.

         Рабочая тетрадь имеет в середине разрезные цветные вкладыши, из которых были вырезаны различные линейки для измерения, полоски для построения упорядоченных по величине рядов.

         Учебно-наглядные пособия и рабочие тетради воспитанников хранятся в развивающем блоке в доступном для детей месте.

    

         Учебное наглядное пособие "Математическая мозаика" является составной частью серии "Умней-ка". Учебное пособие "Математическая мозаика" содержит интересные познавательные игры и  игровые задания для развития у детей старшего дошкольного возраста мышления, речи, внимания, памяти и воображения.

         Учебное наглядное пособие "Математическая мозаика" способствует продолжению развития интереса к математической стороне действительности, использовать знания, их систему в самостоятельной деятельности, развивать творческое воображение.

         На каждой странице размещены задания. Воспитанникам читается содержание задания, проводится беседа. Для дошкольников важно постоянно чувствовать заинтересованность и поддержку  в его занятиях со стороны  педагога. Задания выполняем во вторую половину дня в индивидуальном порядке.

         Использование всех вышеперечисленных учебных комплексов в разных видах деятельности создает благоприятные условия для проявления творческой активности педагогов и детей, позволяет повысить качество получаемых детьми представлений, знаний, умений и навыков, определить ориентиры совместной деятельности и общения детей. Развивают у дошкольников умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Работа с учебно-методическим комплексом "Мои первые уроки

Образовательный  процесс в учреждении дошкольного образования регламентирован учебной программой дошкольного образования. 

Качественно организовать образовательный  процесс помогают развивающие игры и учебные пособия для детей дошкольного возраста, разработанные научно-методическим учреждением

"Национальный институт образования"

Министерства образования Республики Беларусь.

Учебно-методический комплекс

 «Мои первые уроки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Комплекс состоит из пяти рабочих тетрадей для детей.

  • Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 80 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  • Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  • Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 76 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  • Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  • Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  •    

          Изображение    /media/katalog/nio/id01959.jpg

  • Ключевые преимущества  использования учебных пособий:

  • Дополняют и иллюстрируют материал занятия
  • Дают возможность подобрать групповые или индивидуальные задания, учитывая уровень и интересы ребенка
  • Контролируют и актуализируют знания
  • Развивают степень самостоятельности и формируют навыки самооценки
  • Возможность учитывать индивидуальные возможности и способности  ребенка при подборе заданий
  • Вовлеченность ребенка за счет игровой формы занятий и рост интереса к обучению
  • Эффективное усвоение материала и повышение образовательных результатов
  • Обучающие задания тренируют умения анализировать, сравнивать и применять знания в новых ситуациях
Версия сайта для слабовидящих